официальный сайт администрации
Шалапский сельсовет
Целинный район Алтайский край

Село Шалап

История становления Шалапского сельского поселения,

Целинного района Алтайского края

СЕЛО ШАЛАП

Преданья седины

Само название села – спорно, а потому вызывает множество вопросов. Для русского языка слово «шалап» звучит весьма необычно. Но корень слова «шал» находит свое начало в казахском, алтайском, шорском языках. Так, например, «шалап» на шорском означает «выгонять скот на пастбище», а по-казахски так называют напиток из кислого молока и воды.

Кроме названия населенного пункта Шалап имеется еще Шалап – левый приток реки Чумыш и Шалап – правый приток реки Неня. Эти обстоятельства дают основания полагать, что свое название село могло получить от названия какого-то источника водоема.

Есть легенда, согласно которой первыми жителями села Шалап были потомки одного богатого скифского кочевника. У него было три сына: Бахтимир, Куюк и Кондом. Пришло время наделить их землей. Бахтимиру были отведены степи близ Бии, по которым ходили бесчисленные стада скота. Кондому отец отдал не менее богатые Салаирские степи. Третьему сыну Куюку для выпаса скота достались Чумышские степи. Это были богатые места: полноводные реки, густые леса, заливные луга, на которых можно было не только пасти скот, но и заготавливать для него корм на зиму. И решил Куюк со своими людьми сменить кочевой образ жизни на оседлый. И стали на этих бескрайних просторах появляться одно за другим небольшие селения.

Одним из таких поселений мог оказаться и Шалап.

 

Освоение просторов

В конце XVIIIвека, когда появились первые официальные упоминания о жителях будущего Шалапа, вся местность была занята древесно-кустарниковой растительностью. Лес, при необходимости, вырубался, его место занимали постройки, пашни и пастбища, и постепенно он уступил место человеку. Первые жители селились в северной части современного села, за рекой. Холмы, окружающие его, еще в 1911-1915 годах были одеты густыми осиновыми лесами. Сохранились официальные свидетельства тому, что в 1834 году в селе Шалап проживало 66 мужчин и 63 женщины. В 1858 году село насчитывало 52 двора, а к 1882 году численность его жителей составляла 166 человек.

До 1890 года местные жители не знали о валенках, а в зимние месяцы носили кожаные опорки без подошв и каблуков. Из кочмы шили чулки. Лапти, в отличие от переселенцев из центральных областей России, не признавали вовсе. Одежду шили самотканую. Позднее появилась овчинная одежда, стали шить шубы. До этого носили шабуры – тканую верхнюю одежду без из шерстяной и портяной нити.

Хозяйство было натуральным. Каждая семья, заботясь о своем благосостоянии, занималась земледелием (сеяли жито, ячмень, овес, просо, лен, коноплю), скотоводством и пчеловодством, ремесленничали. В каждой семье изготавливались свои миски, ложки, глиняные горшки. Кроме этого в деревне были свои столяры, плотники, тележники, каретники, пимокаты, шорники.

Женщины украшали семейные очаги половиками и шторами, а одежду и скатерти – шитьем и узорами.

В зимнее время многие жители села, чтобы поддержать свои семьи материально, подряжались перевозить купцов из Томска.

 

Развитие села до революции

Сохранились фамилии первых жителей. Так, в 1834 году в Шалапе проживали семьи Е.И. Кузнецова, А.А. Кузнецова, Ф.А. Кузнецова, К.Г. Бычкова, С.И. Буткеева, Л.И. Гаденова, Д.И. Гаденова, Н.А. Заречного, Г.Ф. Ананьина, А.А. Калачева, П.Ф. Кречетова, Г.А. Шаповалова, А.Ф. Калычева, П.П. Костенкова, П.А. Калачева, всего 66 человек мужского пола и 63 – женского.

В 1858 году в Шалапе насчитывалось:

- число дворов – 52;

- число ревизских душ согласно десятой ревизии – 121;

- число родившихся после ревизии – 84;

- число умерших после десятой ревизии – 39;

- число наличных душ (на 1 июня 1882 года) – 166;

- процент прибыли – 37,1;

- число работников – 67;

- количество земли в десятинах: удобной – 8964

  неудобной – 2506;

- среднее число десятин на наличную душу – 38,3;

- число окладных душ (к 1 января 1882 года) – 117;

- размер повинностей, платимых в доход Кабинета – 526,56 руб.;

- прочих окладных – 412,54 руб.;

- размер страхового платежа – 19,15 руб.;

- застраховано строений на сумму – 1630 руб.;

- число лошадей в волости – 18710;

- число коров в волости – 17594;

- число мелкого скота – 22978;

- число ульев – 18000;

- число школ в волости – 2,

  учащихся мальчиков – 55,

  девочек – 13.

К 1882 году село входило в Уксунайскую волость Кузнецкого округа.

Новоселов принимали охотно. При этом с них в пользу общины взималось по 10 рублей с души. Община пользовалась сообща пастбищем, лесом, пашней.

Сообща же городили поскотину, при этом доля каждой семьи в ограждении напрямую зависела от имеющегося поголовья скота.

Очень серьезно, даже профессионально общинники подходили к вопросам земледелия. Земля для посевов была хорошо подготовлена, строго соблюдался севооборот. Средняя урожайность пшеницы в дореволюционном Шалапе составляла 100 пудов с десятины, овса – 120, ржи – 90.

Кроме земледелия шалапцы занимались пчеловодством. Мед продавали по 6 руб., а воск – по 18 за пуд.

К концу XIX века натуральное хозяйство полностью ликвидировалось, шел активный товарообмен. В город Томск возили зерновые, мясо, мед, воск; а из города везли гвозди, телеги, ткани. Появилось и ремесленное производство.

В 1911 году шалапцем Никонором Лукичем Зыковым была организована первая кооперация. В этой лавке продавались все необходимые для сельского жителя того времени товары.

В дореволюционном Шалапе профессионального медицинского обслуживания на селе не было. Сельчане лечились лекарственными травами и наговорами бабушки-знахарки. Они же помогали появляться на свет и многочисленным потомкам первопоселенцев.

Резкий прирост населения села пришелся на конец XIX – начало XX веков, и связан он был, прежде всего, со столыпинскими реформами. На поиски сытой жизни сюда хлынули переселенцы из центральных губерний России: Рязанской, Пермской, Новгородской, Псковской, Воронежcкой, Тамбовской, Орловской, Тульской. Так, например, появились в Шалапе семьи Бочаровых из Тамбовской губернии, Зябловых и Кондратьевых из Рязанской, Кривошеевых из Харьковской, Лукуткиных из Тамбовской, Степановых из Самарской.  

В 1906 году в Шалапе появились первые представители мордовской национальности. Они привезли с собой умение делать кизяки. После этого местное население начало активно заготавливать торф, который добывали в согоре, расположенной за нынешним зерноскладом СПК «Колхоз «Шалапский».    

На территории современной улицы Садовой жители села еще несколько десятилетий назад вели заготовку сена. Неподалеку от бывшей совхозной конторы находилось глубокое озеро.

 

Полный текст: ИСТОРИЯ ШАЛАП

 

Продолжая использовать данный сайт, Вы даете согласие на обработку своих персональных данных.